понедельник, 24 января 2011 г.

Бабушкины сокровища

Талант, единственное, что нельзя отобрать у человека, его нельзя продать, купить, потерять, он либо есть, либо нет! 

Когда я обдумывала возможность создания своего блога, то одним из самых веских аргументов было то, что я смогу показать творения моей Бабушки, которые иначе, чем сокровища или шедевры назвать нельзя.

Сейчас очень модно иметь винтажные вещи в гардеробе и дизайне дома, особую ценность представляют винтажные вещи "с историей". Вот такими вещами "с историей" моей семьи являются две вышитые моей Бабушкой картины. Именно эти картины хочу повесит на самое видное место в моём новом домике.
Моя Бабушка Маша, светлая ей память, была тем доказательством, которое можно приводить в подтверждение истины про характер и темперамент славянских женщин - в горящую избу войдёт, коня на скаку остановит. К моему величайшему сожалению времени у нас было не так много, мне было 19 лет, когда её не стало. Кто помнит свои 19 лет, тот всё поймёт. Становясь старше, с каждым годом, я всё больше ощущаю ценность всего того, что дала мне моя Бабушка Маша. Спасибо тебе за это, моя родная!

Вот эта молодая девушка в украинской вышиванке, вышитой собственными ручками,  и есть моя Бабушка Маша. В этом посте я специально не захотела редактировать фотографии, захотелось передать их старину во всей красе. Фото сделано в 1943 году во время Великой Отечественной войны, моей Бабушке только 18 лет, за стенами фотоателье - война, голод, смерть, потери, а в её взгляде - гордость и уверенность в своих силах, надежда на счастье и, как бы это пафосно не звучало - вера в победу, победу над всем неурядицами, которые встречались и будут встречаться на жизненном пути! Когда закончилась война, моя Бабушка вышла замуж,  после ну очень романтической истории знакомства с Дедушкой. Из фильмов, воспоминаний очевидцев войны, уроков истории мы можем представить приблизительную картину послевоенного времени - тяжёлого, полуголодного существования. И именно в это время мои Бабушка и Дедушка построили дом, родили сына. Бабушка вела хозяйство с огородом и домашними животными, воспитывала сына и конечно же пела и вышивала! В саду Бабушка высаживала розы, а когда они расцветали, обязательно украшала дом срезанными цветами. Вот такими:
Эта работа вышита в 1947 году, на небелёном домотканом холсте шёлковыми нитями ручной окраски. Полотно сильно пострадало от предыдущих способов натяжки. От времени холст и нити выцвели, зато на изнанке сохранились более яркие цвета. Все свои работы Бабушка сначала прорисовывала карандашом и кусочком угля, а уже затем вышивала. На изнанке сохранились контуры недовышитых роз, что стало помехой не знаю, но работа итак роскошна.

Вторая вышитая картина - натюрморт. Также вышита на небелёном домотканом холсте шёлковыми нитями. Эта работа сохранилась намного хуже, чем прошлая, а год её создания всё тот же 1947.
 Моя Бабушка, как и все женщины того времени не изучала особых технологий рукоделия, не читала рукодельных журналов, не училась в художественной школе, она просто видела окружающую красоту и пыталась доступными ей методами её передать. Вот на этот натюрморт я могу смотреть часами, рассматривая стежки и шовчики, аккуратно выполненные моей Бабушкой 64 года назад.
 Скоро будет 10 лет, как Бабушка ушла от нас, а её мудрость, мастерство, забота и тепло со мной каждый день, когда я смотрю на её работы, и в моей памяти возникает её образ - улыбающейся, вечной оптимистки, гордо идущей навстречу всему новому!
Надеюсь, сегодня мне удалось показать, что модное слово "винтаж" нечто иное, как история, которую просто необходимо помнить и уважать. А работы наших Прабабушек, Бабушек и Мам достойны занимать почётное место в наших домах!

24 комментария :

  1. Елена, вышивки твоей Бабули просто шикарны! Несмотря на годы, они все равно яркие, сочные и красивы! А какие ровные стежочки, это же просто блеск =)

    И сама бабушка очень красивая! и правда такая гордость и непобедимость во взгляде! =)

    Сама тоже люблю смотреть на вышивки моей бабули...особенно старые, которым сейчас где-то лет по 50)) они занимают почетное место на даче))

    все таки какие тогда были рукодельницы наши бабушки...ни канвы, ни схем, ни ниток толком не было, все сами и рисовали, и придумывали,и вышивали! я все время этим восхищаюсь =)

    ОтветитьУдалить
  2. Леночка, очень интересно и близко все, что ты написала! У меня прабабушка, тоже была рукодельница и звали ее тоже Мария (ее не стало когда я была совсем маленькая), но к сожалению я ее совсем не знала, хотя многие мои родственники которые которые ее помнят говорят, что я очень на нее похожа!
    В наследство от нее мне осталась вышитая дорожка, а еще домотканая льняная ткань которую она выткала сама, я ей очень дорожу и пока не решаюсь использовать. Самое интересное, что у нас сохранилась даже ее прялка! :)
    Работы ПОТРЯСАЮЩИЕ на такие вещи и правда можно смотреть долго, потому что это память!

    ОтветитьУдалить
  3. гладь....... какая красота!!!!
    теси

    ОтветитьУдалить
  4. Лена, чудесные работы и чудесный рассказ!
    Моя бабушка и прабабушка тоже вышивали и кружева плели! Так прекрасно, что в современных семьях хранят такие памятные вещи!:)

    ОтветитьУдалить
  5. Леночка, очень рада открыть для себя твой прекрасный мир рукоделия! Спасибо что поделилась такой красотой. И история, и работы великолепны. Твоя трактовка "винтажа" мне очень понравилась.

    ОтветитьУдалить
  6. Ольчик, Ириша, Теси, franstals, Sowulo, спасибо Вам большое за такие чувственные комменты. Честно, выложив этот пост, я даже и не ожидала, что смогу найти людей, которые считают так же, что эти работы - рукодельные бриллианты.
    В одном из комментариев на форуме, одна рукодельница описала историю своей Бабушки и Мамы, которая характеризует 1947 год, когда были созданы эти работы. Я приведу цитату из её коммента, надеюсь она не обидеться.
    "В 1947 году моя бабушка на Украине,после Корсунь-Шевченковской операции,еще с 5 детьми в погребе жила, потому что хата сгорела. Но вот уже к 58 отстроились, и лет через 10 в доме все было в рушниках и подзорах. Очень долго считала,что бабушкины, оказалось мамины. В у свекрови под Москвой всю деревню сожгли, так что в 47 они из марлии занавески и кружева вязали. Так что шелк в 47 году, это такая роскошь. Когда мама сказала,что кружева для рубашек вязали из ниток 80 номера,мне трудно было в это поверить, но крючек я видела,чуть болше иголки. Для мамы праздник был,когда в магазинах ткани появились, и они торжественно ткацкий станок в печке сожгли. Она до сих пор коноплю ненавидит.Они наверное так устали выживать, что мама очень долго руками ничего делать не хотела,хорошо, когда рукоделие в радость, а когда эту коноплю нужно вырастить,трепать, загоняя занозы, прясть. А конопля наркотик и мама говорила, что ходили как пьяные с сильной головной болью. И только после этого, можно получить удовольствие - немножко повышивать.Я это пишу, чтобы было понятно, что такое 47 год. Такая тяжелая жизнь и такие замечательные, яркие картины."

    ОтветитьУдалить
  7. Лена, те вышивки, что Вы показали - действительно рукотворные шедевры, иначе не скажешь! Спасибо за возможность полюбоваться ими.

    ОтветитьУдалить
  8. Как ты,Лена могла подумать,что это будет не интересно ведь это Жизнь и История(пусть и чужая),но интересная!!!! а старые фото вообще завораживаю,в них какое-то волшебство,мистика...так и хочется перебирать фото в руках......
    теси

    ОтветитьУдалить
  9. Долорес Гейз , спасибо большое за проявленныый интерес и за присвоением этим работам звания шедевров, приятно, даже очень!

    Теси, ну ты меня и наругала:) Пойми правильно, ведь у меня предвзятое, очень субъективное отношение к Бабушкиным работам, а скаждым комментарием тут в блоге, на форуме, ко мне на ящик, я всё больше убеждаюсь в том, что оказывается моё отношение было объективным и что эти работы действительно рукотворные сокровища. Вот, где-то так:))

    ОтветитьУдалить
  10. Лена, очень проникновенный пост! Пронизан любовью и бережным отношением!
    Бабушкины работы восхитительны! Фотографии безупречны! Я вспоминаю работы своей бабули, к сожалению они сохранились не в очень хорошем состоянии, да и в семье не настолько бережно относились. Твой пост заставил меня поностальгировать и возможно я тоже напишу пост посвященный моей бабуле и ее работам

    ОтветитьУдалить
  11. Читаю о бабушках, вспоминаю своих и слезы на глазах. Как мало мы знаем о бабушках своих, и как нам повезло, что мы знали их. Бабушка - это совершенно волшебный человек! Сколько они от нас терпят, а нам ведь без них никуда.
    Леночка, вышивки твоей бабушки удивительные! Как все-таки женщины умудрялись и умудряются при разрухе, стесненности создавать вокруг себя уют, красоту... Вообще увидеть эту красоту.
    Низкий поклон нашим бабушкам

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо! Очень жаль, что время так быстротечно и мы так малы были и глупы, столько можно было бы узнать от своих прабабушек и бабушек! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. Зойчик и dandelion, это Вам большое спасибо за нтерес, за то, что не пожалели своего времени и оставили в виде несколько фраз свои впечатления о работе моей Бабушки. И как правильно Вы сказали, как жаль! И в этих словах выражается абсолютно всё - и быстротечность времени, и разница поколений, которая особенно яркой кажется в переходном возрасте. Как жаль, что время так быстротечно!

    ОтветитьУдалить
  14. Елена, невероятно красиво! Настоящие шедевры!!!
    Какой проникновенный пост! Он весь пропитан нежностью и любовью) И навевает на размышления... Я тоже с трепетом храню работы своих близких (которых увы уже нет) и которые удалось сохранить). Эти вещи стали бесценны- они память. Спасибо за твою историю и домашние шедевры, которыми поделилась.

    ОтветитьУдалить
  15. Елена, спасибо за этот пост! Наши бабушки, действительно, были какими-то удивительными женщинами. Я не представляю, как они элементарно выживали в таких условиях, а они еще умудрялись творить такую красоту. Моя двоюродная бабушка занималась вышивкой всю жизнь, зарабатывала этим на хлеб. И у меня осталось только несколько незаконченных работ и всего две полностью вышитые. Смотрю на них и осознаю собственную ничтожность... Спасибо Вам еще раз!

    ОтветитьУдалить
  16. Vena, вот писала этот пост в январе, вчера перечитала и поняла, что многое не написала, сейчас было бы больше деталей и подробностей. А перечитывая комменты поняла, что история у всех абсолютно одинаковая - жили и творили на радость себе, на зло всем неурядицам, можно сказать вопреки обстоятельствам. Рада, что нашлась ещё одна единомышленница, для которой слова помню, люблю и ценю не пустой звон! Спасибо тебе за это!

    Belle House, вот и я о том же - смотрю на бабушкины работы и ощущаю свою ничтожность. Как им удавалось? Моя бабушка всегда говорила "глаза боятся, а руки делают и делают это с душой!" Думаю, это основной секрет. Спасибо, за неравнодушие к этой теме! Кстати, есть предложение - давай на ты и можно ли узнать твоё настоящее имя?)

    ОтветитьУдалить
  17. Какая красота, и сколько труда. И так здорово, что есть кому бережно относиться к этой памяти.

    ОтветитьУдалить
  18. Очень впечатлили вышитые картины! Вышивка гладью - это то же рисование, только иглой, а не кисточкой. Также с трепетом храню вышивку и вязаное кружево моей бабушки. На одной из картин использованы и мулине, и штопка, и даже шерстяные нитки! И, когда сравниваю с ассортиментом магазинов сейчас - нет слов! А тоже бабушка вышивала после войны с тремя детьми на руках и хозяйством. Но любовь к рукоделию как раз она и прививала мне, чему я очень благодарна. Вижу и твоя бабушка время даром не теряла - новое поколение получилось правильным!

    ОтветитьУдалить
  19. Потрясена бесподобным сочетанием цветов (как они безупречно подобраны!), композицией, исполнением - всем!
    Как здорово, что эти Сокровища сохранились.
    Присоединяюсь ко всему вышесказанному восхищению.

    ОтветитьУдалить
  20. Каждый раз видя новый коммент к этому посту, я радуюсь тому факту, что знающих, понимающих рукодельниц действительно много. Можно сколько угодно гнаться за модными дизайнерскими вышивальными сюжетами и наборами, но истинное мастерство всегда останется безценным.
    Tapka, Tanya, Quicksilver, девочки спасибо за Ваши слова!

    ОтветитьУдалить
  21. Здорово! Так интересно и красиво! Жаль, что не все фотографии открываются в большом окне.
    Моя бабушка (папина мама) тоже умерла, когда мне было 19 лет. Уже 15 лет прошло, а мне так её не хватает.

    ОтветитьУдалить
  22. Ой, хотела дополнить, а он удалился совсем. Вообщим, спасибо за чудесный рассказ про бабушку! Наши бабушки были действительно, очень талантливые, удивительные, героические женщины!

    ОтветитьУдалить
  23. Очень красиво! И так классно, что вы храните эти шедевры! (Пишу и сразу же вопрос в голове самой к себе "а как же иначе?") А у меня бабушки не вышивают, зато обе живы и я их очень люблю! Спасибо за этот пост ;) Спасибо, что поделились с нами! Вдохновляет! очень и очень сильно!

    ОтветитьУдалить
  24. Какая красота! Удивительная история стойкости и веры в жизнь, светлое будущее. Моя крёстная бабушка, родом из Украины, также оставила мне на память вышивку по льну. Она долго у меня лежала в чемодане, и когда я вернулась к рукоделию, достала её и оформила. Берегу её как рукодельный талисман. География путешествий моей бабушки удивительна - Одесса, Волгодон, Шексна, о.Сахалин, и Казахстан, где она обрела последний приют. Горжусь нашими бабушками-славянками!

    ОтветитьУдалить